Сознание, свободное от рассудочного мышления, называется немышлением и бывает трёх видов.
«Отсутствие благой мысли» означает свободу от приверженности к <понятиям> «медитирующий» и «объект медитации». «Отсутствие дурной мысли» ‐ это прерывание потока грубого и тонкого понятийного мышления. «Отсутствие нейтральной мысли» ‐ это понимание, что естественное лицо осознанности не имеет местопребывания.
В состоянии немышления ясность представляет собой без-препятственное, обнажённое сияние осознанности. Эта ясность обладает тремя качествами.
«Спонтанная ясность» ‐ это состояние свободы от объекта.
«Первозданная ясность» не проявляется на какой‐то промежуток времени.
«Естественная ясность» никем не создана.
Есть четыре вида блаженства:
«Чувство блаженства» ‐ это свобода от неблагоприятных, противоречащих обстоятельств.
«Блаженство отсутствия понятий» ‐ свобода от неудовлетворённости, рождаемой понятиями.
«Недвойственное блаженство» ‐ это свобода от привязанности к
двойственности.
«Необусловленное блаженство» ‐ это свобода от причин и условий.
Когда возникают эти виды переживаний, нужно воспользоваться тремя
непривязанностями, поясняемыми тремя метафорами:
отсутствие привязанности к блаженству подобно безумцу;
отсутствие привязанности к ясности подобно сну младенца;
отсутствие привязанности к состоянию немышления подобно йогину, в совершенстве овладевшему йогическими практиками.
Если ты обладаешь всем этим, то свободна от изъянов медитации.
Если же ты увлекаешься этими тремя переживаниями и питаешь к ним
привязанность, то впадаешь в три состояния бытия.
Привязанность к блаженству приводит тебя в мир желания,
привязанность к ясности приводит тебя в мир форм,
а привязанность к немышлению ‐ в мир без форм.
Даже полагая, что не имеешь к ним ни привязанности, ни влечения, ты всё же сохраняешь тонкую внутреннюю привязанность.
Для отсечения этой западни существует «девять последовательных пребываний в состоянии безмятежности», начиная с четырёх дхьян покоя для отбрасывания мышления, обусловленного желанием.
Первая дхьяна должна быть свободна от рассудочного мышления, в котором присутствует воспринимающий и воспринимаемое, но она всё ещё связана с различением объекта и акта медитации.
Вторая дхьяна должна быть свободна от рассудочного мышления и различения, но она всё ещё сосредоточена на наслаждении вкусом радости самадхи.
Третья дхьяна способствует достижению непоколебимого ума, но в ней остаётся вдох и выдох.
Самадхи четвёртой дхьяны заключается в полной свободе от рассудочного мышления при безпрепятственном ясном восприятии.
Четыре состояния безмятежности, свободные от форм, устраняют рассудочное мышление мира форм.
Сосредоточиваясь на мысли: «Все дхармы подобны пространству!» ‐ ты впадаешь в сферу восприятия, принадлежащую к Без-конечному Пространству.
Сосредоточиваясь на мысли: «Сознание без-конечно и не имеет направлений!» ‐ ты впадаешь в сферу восприятия, принадлежащую к Без-конечному Сознанию.
Сосредоточиваясь на мысли: «Чистая познающая способность восприятия ни присутствует, ни отсутствует и не может быть объектом разума!» ‐ ты впадаешь в сферу восприятия, принадлежащую к: Ни Присутствию, Ни Отсутствию.
Сосредоточиваясь на мысли: «Ум не состоит из какой бы то ни было сущности, он не существует и пуст!» ‐ ты впадаешь в сферу восприятия, принадлежащую к Полному Отсутствию Всего.
Эти состояния слегка омрачены рассудочностью, иллюзорными построениями и впечатлениями двойственного ума.
Покой прекращения отбрасывает представления, свойственные всем этим состояниям.
Аналитическое прекращение ‐ это прекращение взаимодействия шести видов сознания со своими объектами, которое заключается в равной опоре на прерывание движения дыхания и двойственного ума.
Неаналитическое прекращение заключается в том, что ты приходишь к своей исконной природе.
Такова абсолютная без-пристрастность.
Из девяти состояний безмятежности четыре состояния дхьяны ‐ это «шаматха, рождающая випашьяну». Поэтому, самадхи этих четырёх дхьян находится в согласии с исконной природой и представляет собой - самое выдающееся из всех видов мирских самадхи.
Четыре состояния безмятежности, свободные от форм, ‐ это западни самадхи.
Покой прекращения есть спокойное самадхи шраваки.
Узнав эти состояния, ты можешь различить разные виды самадхи, очистить препятствия своей практики медитации и избежать ухода на ложный путь.
Пять путей входят в эти три. Не попавшись в эти западни и практикуя
безупречную медитацию, ты, в период занятия медитацией пребываешь в спокойном и ярком состоянии блаженства, ясности и немышления.
В период после занятия медитацией, видимые проявления возникают без-препятственно и представляются невещественными, как сон или волшебство. Ты понимаешь природу причины и следствия, до краёв наполняешь меру заслуг, обретаешь «сердце самадхи» и этим доводишь до совершенства путь накопления.
Практикуя так длительное время, ты по‐настоящему видишь нигде не
пребывающую и самопознающую природу, присутствующую в тебе.
Узнавание своего естественного лица и есть путь видения.
Переживая видимые проявления, осознанность и пустоту как нигде не пребывающие и самопознающие, ты прямо видишь необусловленную исконную природу.
Омрачение клеш устраняется в самом корне. Когда постигнута пустота причины и следствия, у сансары нет конкретного бытия.
Это ‐ первая ступень, бхуми, называемая «Радостная». Состояние медитации неотделимо от состояния будды, и в период после занятия медитацией, всё видится,- как волшебная иллюзия.
Когда всё больше знакомишься с этим состоянием и устойчиво сохраняешь его, все явления становятся недвойственными.
Когда распознаёшь, что всё видимое и ум есть самопроявление, они сливаются в одно.
Когда пустота проявляется, - как причина и следствие, ты постигаешь зависимое возникновение.
Во время медитации все дхармы лишены местопребывания и выступают, как сущность осознанности. Незначительное присутствие объективных проявлений во время периода после медитации - есть путь медитации.
Длительно сохраняя такое состояние, понимаешь, что в сансаре и нирване всё недвойственно, не рождается и не уничтожается, несмешанно и полностью совершенно, не имеет местопребывания и обладает самосознанием.
Омрачённость познаванием полностью исчезает, а сам момент, когда всё возникает, как изначальная пробуждённость, есть путь завершения ‐ состояние будды.
Падмасамбхава (наставление Еше Цогьял)